Особенности эксплуатации накамерной COFDM системы


По результатам испытаний и работы в реальных условиях телевизионной передачи, выявились особенности беспроводной технологии в телепроизводстве, соответственно появились и рекомендации по работе с системой. Пожалуй первый вопрос, который мы слышим представляя накамерную COFDM систему, это вопрос о дальности работы.

Можно ответить просто — до 700м на открытом пространстве при наличии прямой видимости. Формально это будет правильный ответ как, например, радиус действия в паспорте на радиотелефон. Все однако знают, что в паспорте одно ,а в реальных условиях использования радиотелефона другое. Если же отвечать развернуто, то надо начинать с законов физики, которые никто не отменял, и законов психологии, когда желаемое хочется принять за действительное. Вот Вы, например, из того, что прочитали, наверняка запомнили, что дальность работы 700 м. И теперь, если вдруг возникнут проблемы на меньшем расстоянии и если, к тому же, не очень сильны в теории распространения радиоволн, будите считать себя обманутым.

Ограничимся рассказом о том, что показала реальная работа. Прежде всего, нужно отметить, что работа этой системы поразила даже нас, разработчиков. В таких условиях, в которых она показывала отличный результат, ни одна аналоговая система, с которой мы сталкивались, работать не могла. Порой сложно было объяснить, как получается стабильная картинка. По максимальной дальности. В штатном варианте, на частотах 700-800 МГц на открытой местности при разнесенном приеме, получен результат — свыше 1,5 км (уже отказал связной передатчик, а картинка с камеры все еще держалась).

Однозначный вывод получен по целесообразности использования приемников с разнесенным приемом. Сравнивая обычный бытовой тюнер и автомобильный Diversity, получен значительный выигрыш, при прочих равных условиях. В городских условиях, стабильное, без подрывов, изображение получено на дальности – 200~300 м в абсолютном большинстве случаев, при отсутствии внешних явных помех. Система работает и при отраженном сигнале, поэтому во многих случаях и металлические преграды (автобусы, рекламные щиты) хотя и уменьшают это расстояние, но не приводят к заметным ухудшениям сигнала. Объективных критериев, позволяющих уверенно определить, что система будет работать в сложных условиях, нет, очевидно это приходит с опытом, а в начале эксплуатации нужно проверять на репетициях. Получены хорошие результаты в обычных многоэтажных домах, в том числе и железобетонных. Если предстоят съемки в таких домах, рекомендуем провести репетицию, чтобы во время передачи не попасть в мертвую зону, которая может быть.

После практического ознакомления с COFDM системой, у работников ПТС появляется естественное желание осуществить давнюю мечту вообще отказаться от проводов и полностью перейти работать только с беспроводными накамерными системами. Кроме финансовой стороны вопроса имеются объективные условия, показывающие, что в большинстве случаев это делать нецелесообразно. Такая система хорошо дополняет принятую технологию, а не замещает ее. Беспроводная система наиболее целесообразна для специфических сюжетов прежде всего в многолюдных местах, а также в движении в прямом эфире. Используя беспроводную цифровую систему надо учитывать особенности, связанные со сложным алгоритмом сжатия изображения. Многие сталкивались с тем, что даже камера DV дает задержку относительно аналоговой камеры, но эта задержка относительна мала.

При использовании MPEG2, для обработки при сжатии, необходимо анализировать несколько кадров и время обработки, по сравнению с DV, еще больше увеличивается. Поэтому, использование звукового сопровождения с прямого микрофона совместно с видеосигналом от Videolink дает рассинхронизацию звука и видео. Для получения хороших результатов необходимо также уделять серьезное внимание расположению и ориентации приемных антенн. Неправильная их установка может сильно ухудшить результат. Есть еще один важный вопрос, который необходимо учесть при планировании передач. Нужно быть готовым к тому, что при появлении на съемочной площадке VIP, в работе системы могут появиться помехи. Эти помехи обусловлены не только “визит эффектом”, но и вполне реальными обстоятельствами, связанными с наличием у охраны этих лиц переговорных устройств любой мощности. Вполне возможны и системы постановки помех от радиуправляемых мин.

Естественно, что условия работы беспроводной системы могут быть различны, поэтому предусмотрено два режима работы – один для работы в ближней зоне, второй – для работы с увеличенным радиусом приема, или в сложных условиях. Реализованы эти режимы на основе компромиссного перераспределения между помехоустойчивостью и цифровым потоком. Первый режим имеет более высокий цифровой поток, но меньшую помехоусточивость и используется в щадящих условиях. Второй режим с меньшим цифровым потоком, но большей помехозащищенностью и, как следствие, устойчивой работой на больших расстояниях. Так как уменьшение цифрового потока сказывается только на очень динамичных картинках, в виде смазанных изображений, если умело работать с сюжетом, то можно избежать неприятных кадров. Учитывая, что это, как правило, происходит в экстремальных условия, зритель к подобного рода сюжетам относится с пониманием. Выяснилось также, что достаточно важным звеном для ряда передач является наличие канала связи режиссер – оператор и трансляция на камеру сигнала Tally.

Реализация такого канала, разрабатывается и может быть предложена в виде дополнительной опции тем операторам, которые особенно в этом нуждаются. Как итог всему сказанному, можно сделать следующий вывод. Заинтересованный пользователь сам может и должен выяснить для себя возможности этого инструмента, не забывая при этом, что любой инструмент нужно использовать по назначению, в пределах заложенных в него свойств.